CryptoArmy

Close

Как проводится ICO. Формулировка идеи, формирование команды и т.д..

Мы на сайте в разделах "Новички" и "О нас" уже не мало публиковали о ICO, но хотелось бы описать вам процесс проведения ICO "от и до":

Формулировка идеи

Для сбора первых пользовательских мнений используйте биткоин-форум BitconTalk, раздел «Альтернативные валюты».

На этом этапе ваш проект может и закончиться. Основа криптоинвестиций — токены. И если в вашем проекте токены используются без необходимости, то вас справедливо отправят искать инвестиции в другом месте. Например, вы хотите открыть сеть пиццерий. Зачем вам токены? Как ваша идея вообще связана с блокчейном? От ICO, несмотря на ажиотаж, всё же ожидают развития именно блокчейн-технологий.

Назовите свою тему по шаблону «Название проекта и основная идея», поставьте префикс [pre-ANN]. Например: [pre-ANN] VC — Crypto Fund for Media Startups. Если пока совсем не владеете английским языком, то создавайте тему в русскоязычной ветке. Когда запустите основную маркетинговую кампанию, поменяете у темы префикс на [ANN] или [ICO].

Все это необходимо для того, чтобы узнать мнение целевой аудитории. Как правило, отклики от пользователей приходят мгновенно – форумчане обсуждают идею, задают сопутствующие вопросы, вносят предложения по функционалу стартапа.

Формирование команды

Как показывает практика, для по-настоящему успешного проведения ICO в большинстве случаев потребуется команда из 20-30 человек.

В их числе должны быть программисты, маркетологи, копирайтеры, пиарщики, дизайнеры и другие узкие специалисты. Важно, чтобы все члены команды владели английским, ведь именно он считается основным языком ICO, а основная целевая аудитория сконцентрирована в США.

Для оплаты работы команды можно используют следующие методы:

  • ​Собственные или заемные средства. Подготовка к ICO — от двух до пяти месяцев, сам этап ICO — от двух до восьми недель.
  • Закрытая предпродажа. Для этого нужен MVP, сайт (или презентация) и развитые коммуникативные навыки основателей.

Происходит это следующим образом: собирают нужную сумму в криптовалюте ($50-200 тысяч), обналичивают — и используют для покрытия расходов. Для инвесторов это самая рискованная стадия, поэтому вам придется приложить усилия для убеждения.

  • Небольшой оклад для сотрудников, нематериальная мотивация (новый рынок, новые знания, международный проект и так далее), но с условием большого бонуса по итогам ICO (от трёх до десяти окладов).

Однако сейчас рынок перегрет, поэтому советуют осваивать работу с удаленными сотрудниками.

Trello, Slack, Google Drive, Google Hangouts и другие подобные сервисы станут лучшими друзьями.

Регистрация компании

Когда штат полностью укомплектован, нужно зарегистрировать свою компанию.

ICO, как и другие краудфандинговые технологии, практически не регулируется на законодательном уровне. Многие потенциальные инвесторы отсеиваются из-за того, что не имеют никаких гарантий, что на другой стороне – добросовестный предприниматель, а не мошенник и кидала.

Проводя ICO от лица официально зарегистрированной компании и продумав юридические механизмы защиты инвесторов (например, возмещение вкладов в случае провала стартапа), вы повысите свою надежность в глазах инвесторов.

А чтобы избежать возможных проблем с законом, регистрируйте предприятие в стране с дружественной к блокчейну юрисдикцией: США, Кипре, Великобритании, Швейцарии, Эстонии или Сингапуре.

Какие юрисдикции выбрали проекты российских основателей:

  • Starta — США.
  • MobileGo — США.
  • Golos — Белиз.
  • Polybius — Эстония.
  • ZrCoin — Кипр.
  • Waves — Великобритания.
  • SONM — Сингапур (ранее были в Швейцарии).
  • Exscudo — Эстония.
  • BitCAD — Сингапур.

Разработка White Paper 

Whitepaper — основной документ проекта. Это самый сложный документ: он дольше всего готовится и его нужно тщательно вычитывать.

Инвесторы не любят читать длинные и мудреные White paper. Лучше написать лаконичное и живое описание, которое покажет потенциальному инвестору выгоды предложения.

Важно помнить, что криптоэнтузиасты имеют вес в сообществе, их читают тысячи людей и конечно, же если проект ведет масштабную рекламную кампанию, криптоэнтузиасты с высокой вероятностью будут детально рассматривать продукт и с высокой вероятностью могут раскритиковать его.

Whitepaper важный документ, так что следует отдать его на вычитку специалистам: за $300-$400 в час они могут поправить проблемные места.

Типовая структура документа:

  • Background — с чего все начиналось, задумка и конечная цель проекта.
  • Introduction — описание рынка, применимость блокчейна на нем.
  • Market Analysis — более глубокий анализ рынка, потенциал роста рынка, существующие конкуренты.
  • Introduction to product — какой продукт, сервис или проект вы предлагаете.
  • Product specific section — более подробное описание продукта, графики, таблицы, расчеты.
  • Technical — более подробное описание технических аспектов продукта.
  • Use cases — практики применения продукта.
  • The pre-ICO — если проводится предварительное привлечение инвестиций.
  • The ICO — смотрите шаг «Опишите условия для инвесторов».
  • Roadmap of development — что сейчас сделано, что и в какие сроки планируется.
  • Financial Projections — на что будут расходоваться инвестиции.
  • Team — руководство, ключевые сотрудники и их опыт.
  • Conclusion — заключение, выводы.

FAQ — сбор всех возможных вопросов и дальнейшая их публикация. Удивительно, но лишь единицы проектов имеют полноценный раздел «Вопросы и Ответы».

Tutorial — хорошим тоном считается выпускать пошаговые руководства на действия, которые потенциально могут вызвать затруднение: как пользоваться личным кабинетом, как сделать перечисления с разных типов кошельков, как получить токены после выпуска.

Разработка и запуск сайта

Сайт выполняет сразу несколько функций: информативную (рассказывает пользователям о стартапе), рекламную (продвигает проект) и продающую (как правило, продажа токенов осуществляется именно через сайт).

Большинство компаний создают под ICO одностраничный сайт (landing page) со стандартной структурой:

  1. Краткое описание ICO;
  2. Презентация предлагаемого продукта (можно добавить тематический видеоролик);
  3. Запланированные работы с разбивкой по времени;
  4. Представление команды (желательно с качественными фото и ссылками на портфолио);
  5. Документы (публичная оферта, White paper, Tutorial, FAQ);
  6. Личный кабинет инвестора (с формой для зачисления токенов в соответствии с условиями оферты);
  7. Партнеры стартапа;
  8. Форма подписки;
  9. Контактная информация (электронная почта, проект в соцсетях и др.)

В момент старта продаж тысячи пользователей окажутся на сайте одновременно. Случаются и DDoS-атаки, бывает с такой атакой идет и массированный спам фишинговыми ссылками по всем социальным каналам вида «сайт временно не работает, переходите на копию и регистрируйтесь».

Когда сайт уже создан, проекты запускают email-рассылку для подписчиков.

  • Еженедельные новости — держать в курсе проекта.
  • Напоминания о дате инвестиций — за месяц, на неделю, за день до старта.
  • Напоминание о старте инвестиций — за пять минут до старта.
  • Оповещения о безопасности и ссылки на пошаговые руководства

Создание социальных каналов

Для западных пользователей:

  • Блог на сайте.
  • Поддержка по почте.
  • Reddit.
  • Medium.
  • Telegram.
  • Twitter.
  • Facebook.
  • Slack.
  • Linkedin.
  • Если у вас открытый код, то поставьте ссылку на GitHub.
  • Если ресурсы команды позволяют, то ведите YouTube и Instagram.
  • Если пишете на китайском языке, то используйте и Weibo.

Для русскоязычных пользователей добавьте:

  • Medium.
  • Telegram.
  • «ВКонтакте».
  • Facebook.

Часть каналов подразумевают общение, другие — только информирование. Важно соблюдайть баланс: необходимо предоставить пользователям возможность задавать вопросы.

Пользователи бывают разные: могут прийти и мошенники, которые будут публиковать фишинговые ссылки. Необходимо модеририровать все каналы, желательно круглосуточно. Во время ICO это особенно рекомендуется: ссылка от пользователя с ником вроде MainModerator, которая провисит всю ночь в каналах, может значительно подпортить репутацию проекта.

Интересный факт: один из фондов, инвестирующих в криптовалюты, считает сигналом к продаже то, что команда два месяца не публикует новости.

Помимо юридических и налоговых последствий, самое страшное, что может случиться с ICO, — это обвинения в скаме (scam — на сленге обозначает любое негативное явление). Как шутят криптоэнтузиасты, любое ICO — скам по определению. Репутация очень важна. Поэтому крайне важно следить за тем, что публикуется в социальных сетях.

Bounty-кампания

Речь идет о поощрительной программе, которая повышает пользовательскую активность и делает проект более узнаваемым.

Чаще всего компании раздают бесплатные токены пользователям, которые выполнили определенные условия, например:

  • проявили высокую активность в соцсетях (подписались на все аккаунты проекта, ставят много лайков и регулярно делают репосты) или на тематических форумах (например, повышают рейтинг проекта на Bitcoin Talk);
  • одними из первых подписались на email-рассылку;
  • перевели информационные материалы на другие языки;
  • написали рекламный текст по проекту и разместили его на тематической площадке или в своем блоге.

Чтобы bounty-программа не превратилась в бесцельную раздачу активов, установливают порог входа для участников. Например, 1000 подписчиков для пользователей соцсетей или высокий авторитет на тематическом форуме.

Рекомендуется создавать отдельную тему, потому что иначе в основной теме будет 90% обсуждений баунти.

Размещение проекта в ICO-трекерах

Трекеры изучают проект, и если он не выглядит как скам, то размещают его в своём списке. Некоторые площадки могут попросить денег за размещение или за подробный обзор — примерно $1-3 тысячи.

Список основных трекеров:

Китайские трекеры:

  • Ico365.com
  • Icoage.com
  • Btc9.com

Каждый месяц появляются новые трекеры, так что список ещё во время подготовки вашего ICO может увеличиться вдвое.

Выпуск токенов

На BlockChain.org можно создавать собственные токены. Но для этого понадобится минимум тысяча долларов для получения исходного программного кода в блокчейне и команда высококлассных программистов (услуги которых могут вытянуть еще несколько тысяч).

К счастью, есть платформы, которые предлагают пользователям обменять криптовалюту на собственные токены.

К их числу относятся Ethereum, Waves, NEM, NXT/Ardor, Counterparty и BitShares. Все, что понадобится – зарегистрироваться на выбранной площадке, заполнить соответствующую форму (ищите названия вроде «Создать токен»), приобрести внутреннюю криптовалюту и обменять ее на токены.

Удобнее всего создавать токены на Ethereum – это единственная площадка со встроенной функцией смарт-контрактов.

Запуск ICO 🏆

Все предыдущие этапы были подготовительными, и только сейчас речь пойдет о чистом ICO. Инвесторы найдены, рекламная кампания запущена, сайт создан – пришло время продавать токены.

Очень важно, чтобы инвестиции потекли в проект уже в первые часы торгов – дальше дело будет продвигаться намного легче. Как этого достичь?

  • Ввести ограничения по монетам. На этапе подготовки к ICO важно распространять информацию о том, что количество выпущенных монет будет ограниченным. Если проект выглядит привлекательным для инвесторов, они рванут скупать токены одновременно со стартом продаж.
  • Покупать свои токены. Проект не нарушит никаких правил ICO, зато продемонстрирует жизнеспособность (другие пользователи не знают, кто именно покупает токены, зато видят, что торги быстро пошли в гору).
  • Поощрять активность инвесторов. Важно продумайть систему бонусов для первых инвесторов – например, дарить несколько бесплатных токенов пользователям, которые осуществили покупку в первые 15 минут после открытия ICO.

Если токены были задуманы в качестве платежного средства, обязательно нужно выпускать их на криптовалютных биржах.

Не лишним будет и создать проекту предложения о продаже токенов (офферы) на других популярных площадках (например, GateCoin, LocalTrade и BitFlip). Так криптовалюта станет узнаваемой среди активных инвесторов и трейдеров, которые находятся в постоянном поиске выгодных объектов для инвестиций.


Loading...
Loading...